Аида Шанаева: Надеюсь, на Олимпиаде у нас будет медаль!

Новости / 10 июля 2008, 10:57
Женская сборная по рапире в финале чемпионата Европы одержала победу над командой Венгрии со счетом 31:30. В интервью CSKA.ru армейская фехтовальщица Аида Шанаева радовалась победе, говорила о том, на кого она злится, и объясняла, почему ее постигла неудача в личных соревнованиях.

Аида Шанаева- Аида, признайся, когда в последней трехминутке наша команда проигрывала одно очко, было страшно?
- Я вообще смотреть не могла! Села на пол и сказала: «Помоги, Господи!». От меня уже ничего не зависело. В финальной встрече не получалось у меня так фехтовать, как с Францией в полуфинале. И пришлось думать только о том, чтобы мои подруги по команде помогли. Если у меня не получается, должны фехтовать другие. И наоборот. Надо думать только о том, чтобы команда выиграла.
- Верила, что выиграете?
- То, что выиграем, я не знала. Я, когда шла сюда, во Дворец спорта на финал, думала, что если буду фехтовать так, как в личных соревнованиях, исключая ту встречу с немкой Голубицки, то у нас будет результат. Конечно, легче фехтовать, когда ты в себе уверен, знаешь, что приносишь пользу.
- За три минуты боя сложно прощупать каждую соперницу?
- Да нет, мы с ними часто встречаемся. Просто чемпионат Европы – это очень важные соревнования, и каждый подходит к этой трехминутке с большой ответственностью. Может быть, ты у этой рапиристки на Гран-при 5:0 выиграешь, а на чемпионате Европы все может по-другому сложиться… Нужно сделать все настолько чисто и стопроцентно, чтобы ни у кого не было сомнений, что здесь твоя тактическая правота. Ну, и, конечно, чтобы твой фонарь горел.
- Как считаешь, в финальном поединке сказывается усталость? Например, тот, кто выложился в предыдущих поединках, уже не такой свежий? Или что-то давит морально?
- А что может давить? Я в финале чемпионата Европы уже третий раз, и у меня нет такого, что я переживаю. Ну, может, что у меня не получилось что-то, где-то не сложилось – об этом думаю часто. Но я не занимаюсь самоедством, завтра я уже все это забуду.
- Ты сказала, что недовольна своим фехтованием в финале. Почему?
- Может быть, я слишком много сил или желания отдала в поединках с Францией и Украиной. А с Венгрией мне уже не хватало "физики", я много моментов не доделывала – не делала шаг назад, не было той свежести, которую чувствовала в первых боях.
- Какая команда для тебя лично стала самой сложной?
- Венгрия, наверное, не получалось у меня с ними.
- Аида, а если вспомнить ту злополучную встречу в личных соревнованиях с Каролин Голубицки – что же там не получилось? Ведь ты вела 11:4.
- Похожая ситуация у меня была и на первенстве мира. В поединке за выход в полуфинал я вела 12:6 и проиграла 14:15. Прошло уже два года, и опять та же ситуация: 11:4 вела и проиграла.
- Анализировала свой бой с Голубицки?
- Когда вела 11:4, уже начала уставать. Причем не только физически, а вообще, в целом. У нас был перерыв, и немке, видимо, что-то ее тренер сказал… А я думала, что раз такой большой разрыв, значит, она меня уже не догонит. И вот я ее пару раз «встретила» невовремя, колола невпопад. Когда счет стал 11:7, я начала переживать, что она меня сейчас вообще догонит. Как-то собралась, а потом разница в счете стала составлять три укола. У соперницы начался эмоциональный подъем, она поверила в себя, воспряла духом. А у меня, наоборот, появилась неуверенность в своих действиях. А что тут сделаешь?
- Ты ходила практически на все соревнования на чемпионате Европы по всем видам оружия. А какому виду все-таки отдаешь предпочтение?
- Мне интересно все: шпага, рапира, сабля, женская и мужская. Интереснее всего рапира женская, однозначно. Сабля интересная, потому что она быстрая и зрелищная.
- А как ты считаешь, есть у тебя спортивная злость?
- Есть… Нет. Есть, только если спортивная.
- Сама на себя злишься часто?
- Конечно. На кого еще злиться? На судью злюсь, на видеоповторы. Вот в этот раз в личных соревнованиях ведь все в моих руках было. Все счастье.
- Ты редко кричишь на дорожке, хотя и говорят, что криком можно надавить на судью…
- Я вообще не люблю кричать. Когда болею – могу крикнуть. А когда фехтую… Только когда мне очень тяжело бывает, когда я очень сильно этого хочу. Крик же сам идет, ты не на публику кричишь, он сам вырывается. А так я все в себе стараюсь держать. Потом, когда все закончится, можно покричать.
- Слышишь подсказки тренера, слова поддержки?
- Я когда фехтую, то, конечно, ни на что не обращаю внимание. А вот когда остановка, ты возвращаешься на линию, и все слышишь. И подсказки, и поддержку зрителей. Как только судья говорит: «Готовы?», стараешься не отвлекаться.
- А что обычно тренер говорит во время перерыва?
- Тренер видит, как бой складывается, и указывает на твои ошибки, советует, что надо сделать. Дистанция правильная-неправильная, проигрываешь в ближнем бою, или издалека начинаешь. Он не говорит - "делай четыре-прямо, девять в спину" или атаку с двумя переводами. Он говорит о важных ошибках, исправив которые, сделаешь прием.
- А после боя что говорит?
- Если выиграла, говорит, молодец.
- Сейчас есть чувство удовлетворения?
- Наконец все закончилось! И достаточно удачно. Все-таки, второе место хуже, чем первое, как ни крути. И даже хуже, чем третье, потому что в борьбе за бронзу ты последний поединок все-таки выиграл, а, завоевав серебро, – проиграл. Я рада, что сегодня мы первые, эта победа стала отличной репетицией перед Олимпийскими играми. Надеюсь, на Олимпиаде, если будем хорошо фехтовать, то у нас тоже будет медаль!